Университет для неравнодушных людей

Международный научно-практический семинар «Риски в игровой среде»

22 мая 2017 года

Основная цель семинара – привлечь внимание  специалистов, работающих с детьми и тех, кто проектирует развивающие среды для детей, к проблеме риска в развитии ребенка и к новым аспектам проблемы безопасности в развитии ребенка.  В зарубежной психологии и педагогике достаточно давно развивается целое направление, посвященное изучению феномена рискованного поведения, методов оценки рисков и профилактической работе с детьми разных возрастов. За последние несколько десятков лет в Великобритании и Германии проведено множество исследований, разработаны методики оценки риска и существует целый комплекс мероприятий по профилактике детского травматизма. Многие психологи указывают на исключительную значимость формирования компетенций по распознаванию рисков и проектированию сред и пространств для реализации рискованного поведения для детей разных возрастов. Как известно, освоение новых способов поведения, осуществление различных видов проб и экспериментов в детском и подростковом возрасте происходит в основном в игре и движении. Чем больше у ребенка игрового опыта, в том числе опыта по оценке рискованных ситуаций, тем шире его компетенция в области рисков, тем более свободно и полноценно идет естественный процесс развития. В России данная область является новым и перспективным направлением  исследований, связанным, в частности, с проектированием развивающих образовательных и игровых сред.

Центр игры и игрушки провёл семинар с участием ведущих специалистов по проблеме рисков в игровой среде Юлиана Рихтера (Германия) и Робина Сатклиффа (Великобритания), представителей Международной Ассоциации игры (IPA).

На семинаре обсуждались вопросы:

- Типичные игровые площадки соответствуют всем стандартам безопасности, но отвечают ли они возрастным задачам развития детей

- Как найти баланс между риском и безопасностью

- Как сделать среду детского сада, школы, двора и парка интересной, наполненной игрой, приключениями, открытиями

- Как научить детей распознавать опасности, понимать свои возможности и осознанно управлять своим поведением

- Как соблюсти баланс между высокой игровой ценностью и безопасностью оборудования

Была представлена уникальная концепция управляемого риска.

Основной тезис семинара: осознание риска – это первый шаг к безопасности.

Программа семинара

11.00  – 11.10  Е.О.Смирнова „Риск и психическое развитие ребенка“

11.30 – 13.00  Юлиан Рихтер „Детская и подростковая среда: игра или безопасность?“

13.00 –13.15  Кофе-брейк

13.15 – 14.45  Робин  Сатклифф «Управление рисками.  Методы оценки рискованного поведения детей и подростков»

14.45 – 15.45 Обед

15.45 – 17.30 Круглый стол Риски в игровой среде: проблемы и подходы к решению.  Стандарты безопасности“

Место проведения: МГППУ  ул.Сретенка, 29 аудитория 506 м. Сухаревская

Коротко об основных докладчиках

Робин Сатклифф (Robin Sutcliffe, Великобритания) – архитектор, основатель компании "Sutcliffe Play”, ведущего производителя игрового оборудования в Великобритании.  Разработчик стандартов и сертификации игрового оборудования, руководитель Форума по вопросам  безопасности игры в Великобритании и Общеевропейского Форума по вопросам государственной политики  в отношении детской игры и безопасности игрового оборудования, член IPA.

Юлиан Рихтер (Julian Richter, Германия) - основатель компании "Richter Spielgeräte GmbH",  мирового производителя игрового оборудования для детей.  Разработчик критериев оценки и тестирования стандартов безопасности  EN (European Harmonized Standard for Commercial Playground Equipment), председатель Европейского комитета по стандартизации, сертификации и обслуживанию оборудования детских площадок, член IPA.

Елена Олеговна Смирнова - доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, автор методики психологической экспертизы продукции для детей, член IPA.

На протяжении 50 лет инженеры и архитекторы двух ведущих мировых компаний  по производству детских площадок, а также авторы стандартов безопасности оборудования, представители Международной Ассоциации игры (IPA)  отбирали самые лучшие, оригинальные и проверенные решения для создания детских игровых сред. На семинаре в центре обсуждения были вопросы о том,  как соблюсти баланс между высокой игровой ценностью и безопасностью оборудования.

Юлиан Рихтер сделал яркий доклад о роли риска в игре и развитии ребенка и подростков, который вызвал множество острых вопросов среди профессионального сообщества.  В своем докладе говорил о том, что детям нужно рисковать,  в этом суть игры и развития, и что без риска нет жизни.

Докладчик подчеркнул, что в основе нашей работы лежит ответственность за детей, которые являются самой важной частью нашего общества, но к сожалению самой бесправной, малослышимой и незащищенной его частью. «Мы должны представлять их интересы так хорошо, как только можем. Действовать только «вместе». Нет никакой хорошей социальной структуры без этой идеи вместе, без совместности. Когда мы рассматриваем игру, как нечто, что при прочих разных также имеет отношение к детям, то это совершено не правильно.  Потому что Игра имеет отношение ко всем нам. И в этом смысле это наша большая ответственность перед нами самими – работать с этим аспектом человека в нас самих».

Робин Сатклифф впервые в России представил уникальную концепцию управляемого риска в развитии детей от первого года жизни до совершеннолетия. Робин Сатклифф  рассказал о методах оценки рисков в детской игре, как сопоставить опасность рисков с пользой риска для развития, которую дети получают, рискуя.  Рассказал о работе форума по безопасности игры (https://playsafetyforum.wordpress.com), который разработал процедуры и стандарты оценки и сопоставления риска и пользы от риска на детских площадках. В заключении доклада Р.Сатклифф обратил внимание аудитории на то, что сегодня, когда мы наблюдаем инфантилизацию детства,  «необходимо пересмотреть наши позиции – нужно смотреть не только на проблемы, которые приносит  риск, и как он соответствует стандартам, но и на преимущества, которые приносит риск. Это очень крутой поворот сознания, который принесет много пользы детям, людям».

В завершении семинара прошел круглый стол, на котором обсуждались вопросы соответствия игровых сред мировым стандартам безопасности детей. Отвечая на вопросы из зала, докладчики сделали вывод о том, что «величайший риск, который может взрослый принять на себя, самый большой риск в любом возрасте – дать детям свободу и доверять им. Доверять ребенку выбор, что он будет делать, как он это будет делать. Дети могут о себе заботиться. Нужно поддерживать их свободу. Это лучший дар, который мы можем им дать».

Особый интерес вызвали реализованные проекты современных игровых площадок, в разработке которых принимали участие сотрудники Центра игры и игрушки МГППУ (в Санкт-Петербурге, Сочи, Москве).

По результатам семинара будут опубликованы статьи, посвященные наиболее острым вопросам безопасности и риска в игровых современных средах, а также намечены темы исследований и совместных практических проектов в рамках сотрудничества с Международной Ассоциацией игры (IPA) в области поддержки детской игры и создания игровых сред, отвечающих задачам развития ребенка.  

На семинаре присутствовало 116 человек: психологи, педагоги, методисты и директора образовательных комплексов,  архитекторы, дизайнеры, инженеры, специалисты из органов и структур безопасности населения и  родители.  В ходе семинара была огранизована он-лайн трансляция, которую посмотрели более 250 человек из разных городов России и русскоязычного зарубежья (Казахстан, Грузия, Германия и др).