Университет для неравнодушных людей

IV Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики»

21-23 июня 2017 года

В Москве состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики».  

Это крупнейшая международная конференция, посвященная проблемам инклюзивной политики,  практики и культуры, целью которой стало обсуждение ключевых вопросов в обеспечении и развитии преемственности инклюзивного образования, консолидация усилий профессионального и родительского сообщества, общественных организаций и органов государственной власти по вопросам развития инклюзивного процесса на всех уровнях образования.

IV Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики» 2017 года явилась продолжением серии международных научно-практических конференций, которые проводились МГППУ с 2011 года.

В июне 2011 года состоялась I Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: методология, практика, технология». Организаторами конференции выступили Департамент образования города Москвы и Московский городской психолого-педагогический университет. В конференции приняли участие 420 человек, в том числе 10 зарубежных экспертов из Великобритании, Испании, Германии и Канады.

II Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология» в рамках реализации Государственной программы «Доступная среда» была организована МГППУ в 2013 году при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. В ней приняли участие 438 представителей из 56 регионов Российской Федерации и 7 зарубежных экспертов из Германии, Великобритании, Испании, Финляндии, США, Латвии.

III Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы» в рамках реализации Государственной программы «Доступная среда» была организована МГППУ в 2015 году совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации и Северо-кавказским федеральным университетом. В конференции участвовали 750 человек из 65 регионов Российской Федерации и 8 зарубежных экспертов из США, Великобритании, Германии, Чехии и Бразилии.

Все конференции МГППУ стали проектно-экспертными площадками по обсуждению процесса развития инклюзивного образования в Российской Федерации. Традиционно формат конференции объединяет ученых, научных сотрудников и преподавателей вузов, методистов, руководителей образовательных учреждений и педагогов, реализующих инклюзивное образование; специалистов психолого-педагогического сопровождения, студентов, аспирантов и магистрантов;  родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; представителей общественных организаций, решающих проблемы образования, социокультурной реабилитации и психолого-педагогического сопровождения и  поддержки детей с ОВЗ. По материалам всех конференций были опубликованы сборники объемом до 45 печатных листов.

IV Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики» собрала 570 участников из 55 регионов Российской Федерации и 16 зарубежных экспертов из Германии, США, Великобритании, Швеции, Казахстана, Белоруссии, Украины.

С приветственным словом на открытии конференции выступили:

Вениамин КАГАНОВ, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Лилия ГУМЕРОВА, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре
Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке
Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования
Виталий РУБЦОВ, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета
Станислав ИВАНОВ, вице-президент ОООИ «Всероссийское общество глухих»
Евгений БУНИМОВИЧ, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве
Стефан ИНГВАРССОН, советник по культуре посольства Швеции в Москве
Евгений ЯМБУРГ, директор Центра образования №109 (город Москва)
Ричард ЗИГЛЕР, профессор инклюзивного образования Государственного университета в Килифи (Кения)
Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ, директор Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Кирилл ДРОЗДКОВ, студент физико-математического факультета РУДН

В рамках конференции состоялись 2 пленарных и 6 секционных заседаний, 4 публичных лекции, 12 мастер-классов, 10 педагогических экскурсий, 20 видеотрансляций, 78 докладов, тематический кинопоказ и обсуждение лучших фильмов Международного кинофестиваля «Кино без барьеров».

Партнерами  конференции выступили:

Координационный совет по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате Российской Федерации
Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета
Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы
НОУ ДПО «Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства»
ОООИ «Всероссийское общество глухих»
РООИ «Перспектива»
Фонд помощи детям «Обнаженные сердца»
РБОО «Центр лечебной педагогики»
Журнал «Практика управления ДОУ»
Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»
Центр содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт».

Техническим партнером конференции выступила Группа компаний «Исток Аудио».

Генеральным информационным партнером конференции – проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» – представлены три публикации о работе конференции:

25 апреля 2017 – Специалисты обсудят создание инклюзивной среды в образовании

19 июня 2017 - Педагоги обсудят проблемы образовательной инклюзии на конференции в МГППУ (https://ria.ru/disabled/20170619/1496823181.html);

22 июня 2017 - Каганов: некоторые школы в РФ поторопились с инклюзией

В сборник IV Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики» вошли 132 публикации. Объем сборника составил 32 печатных листа. Сборник состоит из шести разделов, в нем представлен практически весь спектр ключевых проблем современного этапа развития инклюзивного образования: от теоретико-методологических аспектов образовательной и социальной инклюзии до первого опыта внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

По итогам работы конференции подготовлена Резолюция, в которой участники конференции согласовали общую позицию в понимании основных направлений и задач дальнейшего развития инклюзивного образования в России, а также выработали рекомендации Государственной Думе VII  созыва Федерального Собрания Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по контролю и надзору в сфере образования, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и руководителям образовательных организаций, общественным организациям и ассоциациям, профессиональному и научному сообществу.

Участники конференции, отмечая важность ее проведения на регулярной основе, выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по результатам работы конференции и изложенные в резолюции, будут содействовать развитию инклюзивного образования, способствовать укреплению международного сотрудничества, помогут обеспечить поэтапный выход российского образования на качественно новый уровень развития.