Университет для неравнодушных людей

Ведущие научно-педагогические коллективы (научные школы) МГППУ

В МГППУ решением Ученого совета (протокол № 10 от 26 декабря 2012 года) учреждены четыре научные школы, которые действуют в соответствии с Положением о научной школе МГППУ.

Научная школа «Деятельностный подход в психолого-педагогическом образовании»

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Виталий Владимирович Рубцов

Общее количество членов коллектива научной школы: 15, в том числе:

  • количество докторов наук – членов коллектива научной школы: 5;
  • количество кандидатов наук – членов коллектива научной школы: 10.

Основные направления научных исследований коллектива:

  • научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки педагогов и психологов по направлению ФГОС «Психолого-педагогическое образование (050400)»;
  • научно-методическое обеспечение профессиональной переподготовки педагогов и психологов в соответствии с задачами внедрения ФГОС общего образования в практику;
  • осуществление научно-методического контроля за качеством высшего психолого-педагогического образования;
  • создание системы независимой оценки квалификаций выпускников учреждений профессионального образования по направлению ФГОС «Психолого-педагогическое образование (050400)»;
  • популяризация деятельностного подхода в решении психолого-педагогических вопросов современного общего и профессионального образования.

Основные достижения научной школы в 2014 году:

  1. Главные усилия и достижения научной школы связаны с реализацией Проекта по модернизации педагогического образования по направлению психолого-педагогическое образование. К этой работе был подключен большой коллектив ученых МГППУ. В 2014 году были получены следующие результаты:
    • разработана основной профессиональной образовательной программы исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании) (В.В.Рубцов и коллектив);
    • разработана модель прикладного бакалавриата (учитель начальных классов) и 5 новых модулей (А.А. Марголис, В.А. Гуружапов и коллектив);
    • разработана основной профессиональной образовательной программы прикладной магистратуры педагога-психолога (М.А.Егорова и коллектив);
    • апробация профессионального стандарта педагога и доработка профессионального стандарта педагога-психолога (Ю.М..Забродин, И.В. Бурлакова, М.А.Егорова, Л.А. Гаязова).
  2. Участие в международных образовательных программах:
    • открытие международной магистерской программы «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» – сентябрь, 2014 г. Лекции профессоров из Великобритании, Италии, Греции, Болгарии, Австралии;
    • открытие магистерской программы с международным участием «Социальная психология в образовании», сентябрь, 2014 г., лекции и семинары проф. Г. Хеннига (Германия) по социально-генетической психологии в рамках реализации программы;
    • реализация совместной магистерской программы «Педагогика и психология воспитания учащихся» с Сапиенца римским университетом (Италия);
    • реализация совместной магистерской программы «Обучение и развитие младших школьников» совместно с Пловдивским университетом «Паисий Хилендарский» (Болгария). Защита магистерских диссертаций в русле идей научной школы социально-генетической психологии проф. В.В. Рубцова.
  3. Члены научной школы продолжили выполнение проектов выигранных по итогам конкурсов и грантов – 13 проектов.
  4. Опубликованы статьи в изданиях рекомендованных ВАК – 11 статей, тезисы в сборниках конференций различного уровня.
  5. Результаты научных исследований и достижений научной школы были представлены на всероссийских и международных конференциях, также в средствах массовой информации.

Научная школа «Инновационные подходы и методы экспериментальной психологии»

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Владимир Александрович Барабанщиков

Общее количество членов коллектива научной школы: 22, в том числе:

  • количество молодых (до 35 лет) – членов научной школы: 11;
  • количество докторов наук – членов коллектива научной школы: 3;
  • количество кандидатов наук – членов коллектива научной школы: 12.

Основные направления научных исследований коллектива:

  • изучение психологических механизмов познавательных процессов при решении человеком когнитивно-коммуникативных задач, на материале конкретных проблем психологической науки: межличностного восприятия, и распределенного познания и совместной деятельности;
  • экспериментальное изучение системы детерминант восприятия выражения лица в условиях реального и викарного общения;
  • экспериментальное изучение закономерностей взаимодействия процессов познания, общения и деятельности.

Основные достижения научной школы в 2014 году:

Главная цель научной школы в 2014 году была направлена на экспериментально-психологическое изучение закономерностей организации когнитивно-коммуникативных процессов в условиях непосредственного и опосредованного общения (на материале межличностного восприятия).

  1. Научной школой были получены следующие результаты научно-исследовательской деятельности:
    • изучено влияние окклюзии лица человека, изображенного на портрете, на успешность его опознания по существующему семантическому описанию, а так же на восприятие его возраста и индивидуально-психологических характеристик;
    • рассмотрен феномен перцептивного доверия;
    • изучены особенности окуломоторной активности при выполнении комбинированной задачи идентификации/дискриминации переходных экспрессий лица;
    • изучены особенности идентификации эмоциональных экспрессий человека по его лицу во время быстрых движений глаз;
    • проведен анализ методологических проблем исследования окуломоторной активности в коммуникативных ситуациях.
  2. Члены научно-исследовательского коллектива приняли участие в организации и проведении следующих научных мероприятий в рамках своей научно-исследовательской направленности:
    • Всероссийская научная конференция «Лицо человека в науке, искусстве и практике» (Москва, 2-3 октября 2014 года);
    • Всероссийская научная конференция «Естественно-научный подход в современной психологии» (Москва, 20-21 ноября 2014 года). В рамках мероприятия сделано 6 пленарных и 5 секционных докладов.
  3. По итогам мероприятий подготовлены и изданы материалы общим объемом 100 п.л., в том числе, 7 статей в изданиях, рекомендованных ВАК, а так же, два коллективных труда: «Естественно-научный подход в современной психологии» / Отв. ред. В.А. Барабанщиков, М.: ИП РАН, 2014 и «Лицо человека в науке, искусстве и практике» / Отв. Ред. К.И. Ананьева, В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов.
  4. В 2014 году члены научно-исследовательского коллектива получили грант Российского научного фонда на проведение научного исследование по теме: «Когнитивные механизмы невербальной коммуникации».

Научная школа «Акмеогенез: гражданское и профессиональное становление личности»

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Юрий Михайлович Забродин

Общее количество членов коллектива научной школы: 11, в том числе:

  • количество молодых (до 35 лет) – членов научной школы: 5;
  • количество докторов наук – членов коллектива научной школы: 3;
  • количество кандидатов наук – членов коллектива научной школы: 5.

Основные достижения научной школы в 2014 году:

Главная цель научной школы в 2014 году состояла в исследовании состояния и перспектив развития профессионала в процессах апробации и внедрения профессиональных стандартов работников образования.

По результатам исследования 2014 году получены следующие основные выводы и результаты исследования:

  1. Проведен анализ состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности работников образования с учетом отечественных и международных тенденций, с учетом существующих зарубежных профессиональных стандартов, регламентирующих данный вид профессиональной деятельности (на примере анализа 6 стран-участниц организации экономического сотрудничества и развития: Великобритания, Германия, Канада, Финляндия, Франция).
  2. Сформирована репрезентативная выборка организаций (186), расположенных в разных федеральных округах Российской Федерации, крупных, средних и мелких населенных пунктах, относящихся к разным формам собственности).
  3. Разработана анкета и проведен опрос руководителей и специалистов организаций с целью определения перечня трудовых функций, необходимых профессиональных знаний, умений (выборку составили 244 человека).
  4. Проведено общественно-профессиональное обсуждение основных требований к стандарту профессиональной деятельности специалиста в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
  5. Определены требования по апробации и внедрению профессиональных стандартов в практику, предполагающие организацию соответствующих научно-практических разработок, планирование и реализацию ряда локальных и региональных практических проектов.

В 2014 году членами научной школы были проведены:

  • два заседания Президиума УМО и заседание Совета УМО по психолого-педагогическому образованию, с привлечением участников исследовательского проекта - региональных стажировочных площадок Минобразования России и Президиума Федерации психологов образования России;
  • три проблемных семинара по вопросам развития и модернизации психолого-педагогического образования с обсуждением хода и результатов работы по апробации и внедрению профессиональных стандартов (педагога и педагога-психолога) и ряд круглых столов по проблемам модернизации педагогического образования
  • Общероссийский форум (совместно с Федерацией психологов образования России) «Обучение. Воспитание. Развитие»
  • семинары и круглые столы по секциям УМО – более 20.

По результатам 2014 года коллективом научной школы было представлено 17 публикаций, из которых 7 статей в реферируемых журналах ВАК.

Члены научной школы продолжили выполнение проектов выигранных по итогам конкурсов и грантов – 4 проекта.

Результаты научных исследований и достижений научной школы представлены на всероссийских и международных конференциях.

Научная школа «Социально-педагогический подход в профессиональной деятельности»

Общее количество членов коллектива научной школы: 23, в том числе:

  • количество молодых (до 35 лет) – членов научной школы: 12;
  • количество докторов наук – членов коллектива научной школы: 2;
  • количество кандидатов наук – членов коллектива научной школы: 5.

Основными направлениями исследований научной школы являются:

  • развитие теории ресурсов и возможностей социума в социальной педагогике;
  • модели социализации детей и подростков в условиях образовательной среды и социальной сферы мегаполиса;
  • социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в постинтернатный период;
  • воспитательный потенциал городского социума;
  • социально-педагогические ресурсы и возможности в профессиональном образовании.

Основные достижения научной школы в 2014 году:

  1. Членами научной школы были организованы социально-педагогические чтения «Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность: взаимосвязи и взаимозависимости» (28.04.2014, МГППУ).
  2. Проведен день науки «Социально-педагогические идеи в современном обществе» (21-26.03.2014, МГППУ).
  3. Подготовлены к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 4 соискателя (специалист по УМР МГППУ Проворова Е.В., старший преподаватель ГПИ Музалев Ю.Б., выпускница аспирантуры МГППУ, старший преподаватель Бочарова Н.В.).
  4. Изданы монографии:
    • Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Проблемы проектирования педагогических технологий управления в современной образовательной практике // Образование и современность: Монография. – СПб, 2014. – 320 с.
    • Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата /под общ. ред В.С. Торохтия. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 451 с.
    • Социально-педагогическая профилактика наркозависимости учащихся образовательных организаций. Монография / под общ. ред. В.С. Торохтий. – М.: МГППУ, 2014. – 299 с.
  5. Опубликованы статьи в изданиях, рекомендованных ВАК – 8 статей, тезисы в сборниках конференций различного уровня.
  6. Результаты научных исследований и достижений научной школы представлены на всероссийских и международных конференциях.