Университет для неравнодушных людей

Инклюзивное образование

В 2014/2015 учебном году в МГППУ обучаются 185 студентов с инвалидностью, из них:

  • 39 человек в Социально-педагогическом колледже (слабовидящих – 3 человека, с нарушением опорно-двигательного аппарата – 10 человек, с соматическими нарушениями – 26 человек)
  • 75 человек на факультете дистанционного образования (с нарушениями зрения – 9 человек, с нарушением опорно-двигательного аппарата – 43 человека, с соматическими нарушениями – 23 человека)
  • 71 человек на факультете информационных технологий (с нарушениями зрения – 17 че-ловек, с нарушениями слуха – 10 человек, с нарушением опорно-двигательного аппарата – 29 человек, с соматическими нарушениями – 16 человек)

По инклюзивному образованию в составе МГППУ работают три структурных подразделения:

В 2012-2014 годах сотрудниками Института проблем инклюзивного образования проведены 2 международных научно-практических конференции, 1 городская научно-практическая конференция, 2 международных научно-практических семинара, 2 всероссийских семинара, 13 городских научно-практических семинаров и 4 цикла обучающих семинаров для работников образовательных учреждений разных ступеней образования.

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП) стал структурным подразделением МГППУ в 2012 году в результате реорганизации в форме присоединения. Центр специализируется на обучении и сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В 2014/2015 учебном году в школьном отделении Центра обучаются 166 детей, из них 117 – дети с инвалидностью. Об эффективности работы школьного отделения Центра свидетельствуют результаты поступления выпускников в образовательные организации города Москвы.

Центр диагностики и консультирования «Надежда» стал структурным подразделе-нием МГППУ в мае 2013 года. Специалисты Центра оказывают высококвалифицированную психолого-педагогическую и социальную помощь детям от 0 месяцев до 18 лет с разнооб-разными проблемами и нарушениями, помогают членам семьи понимать и реабилитировать ребенка. В составе Центра функционируют 16 учебных кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов. В 2014-2015 учебном году по-мощь получают 700 детей, в т.ч. 67 детей с инвалидностью. 22 ребенка с инвалидностью нуждаются в длительной комплексной реабилитации, нигде не обучаются и получают психолого-педагогическую помощь только в Центре. 10 учителей-логопедов оказывают помощь 413 детям, 10 педагогов-психологов оказывают помощь 391 ребенку, 6 учителей-дефектологов – 329 детям.

В 2012-2014 годах МГППУ реализовано несколько Государственных контрактов в сфере инклюзивного образования:

  • «Повышение квалификации специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий, руководителей образовательных организаций по во-просам реализации типовых пакетов специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
  • «Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на основе предыдущего опыта, через повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополни-тельного образования детей»
  • «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализа-ции индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части по-лучения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учре-ждениях»
  • «Внедрение программы повышения квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий на основе единых системно-методологических подходов к проведению комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, подготовке по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных организа-ций и другим заинтересованным организациям и лицам по вопросам воспита-ния, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением»
  • «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечиваю-щего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями»